В проекте «Резиденты доступного мира» совместно с ГБУК НОСБ принимают участие 11 центральных библиотек субъектов РФ. В конце февраля открыт учебный модуль программы “Современная библиотека как центр компетенции в построении доступной безбарьерной среды”. Слушателям в дистанционном режиме предстоит изучить первый модуль: правовые аспекты формирования доступной среды осветит преподаватель курса, руководитель проекта Львутина Юлия Эдуардовна.
Проект «Резиденты доступного мира», инициированный ГБУК «Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих», стал победителем открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», объявленного Фондом Михаила Прохорова. Данный проект нацелен на построение и совершенствование сетевой модели сотрудничества библиотек разных регионов как центров компетенции в построении безбарьерной среды.
Принятие в декабре 2014 г. Федерального закона № 419 определило новую сферу разнонаправленной работы по обеспечению для граждан с инвалидностью доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры. Несомненно, в учреждениях культуры, включая библиотеки различных видов и типов, должны быть созданы условия для читателей и пользователей с ограничениями движения, зрения, слуха, другими нарушениями функций здоровья.
В свою очередь, широкий круг пользователей библиотек испытывает потребность в получении различных правовых и нормативных документов, материалов методического и справочного характера, отражающих современные подходы и лучший опыт в построении безбарьерной среды. В аспекте данного направления развития многие библиотечные учреждения сталкиваются с нехваткой соответствующего ресурсного и кадрового обеспечения. Для библиотек-участниц проекта должны быть подготовлены компетентные специалисты. В их распоряжение будут предоставлены необходимые ресурсы для эффективной практики информационного консультирования в новом диапазоне услуг.
Целью проекта «Резиденты доступного мира» является генерация межрегиональной сети библиотек как центров компетенции по вопросам формирования и потребления безбарьерной среды. Для построения модели такого сотрудничества, кроме ГБУК НОСБ, подтвердили свою готовность к участию 11 центральных библиотек субъектов РФ, обслуживающих широкий круг пользователей – как со здоровьем уровня нормы, так и с различными ограничениями жизнедеятельности.
География проекта включает 12 городов РФ: Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Горно-Алтайск, Тюмень, Ханты-Мансийск, Белгород, Рязань, Челябинск, Благовещенск, Новосибирск.
Интерактивный режим обучения позволит совместно проявить и сразу разъяснять наиболее значимые для всех участников сети вопросы. Следующий этап дистанционного обучения пройдёт в индивидуальном порядке. Взаимодействие с каждым участником будет организовано с использованием чат-кабинетов. Формами работы станут уроки, тесты, семинары-практикумы.
В соответствии с утвержденными планами мероприятий министерства культуры Новосибирской области, российской библиотечной ассоциации, Новосибирского библиотечного общества 11-12 апреля 2018 года в Новосибирске состоится VIII международная школа ассистивных услуг «современная библиотека – среда адаптивной культуры и гражданского участия».
Международная школа пройдет в форме двухдневного практико-ориентированного семинара, нацеленного на актуализацию деятельности библиотек как инновационного ресурса развития нашей страны. Постоянным инициатором и организатором междисциплинарной работы выступает Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих (ГБУК НОСБ).
В настоящее время адаптивная культура становится необходимой частью общей культуры современного человека. Это приоритетно включает формирование безбарьерного общего пространства, креативных способов отражения окружающего мира в доступных форматах. В данной работе успешно складывается, а по ряду направлений уже состоялось устойчивое партнерство заинтересованных организаций и предприятий.
Актуальной темой здесь является разработка позитивного образа безбарьерного мира. Эффективная модернизация многих сфер жизни требует согласования усилий не только институтов власти и структур гражданского общества, но прежде всего – неравнодушных, просвещенных в этих вопросах людей, которые предлагают конкретные решения по реализации принципов недискриминации и равенства в доступе к ценностям культуры граждан, имеющих различные виды ограничений жизнедеятельности.