Новодоступ

[wpml_language_selector_widget]

Когда вы говорите или пишите о людях с инвалидностью:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, НЕ создающие стереотипы

ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы

Человек с инвалидностью (используемый в законах и нормативах официальный термин «инвалид» – допустим, но не рекомендуется к употреблению в речи и в текстах)

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный; человек с дефектом/недостатком здоровья

При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности

Человек без инвалидности

Нормальный / здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску;
Человек, передвигающийся на коляске;
Человек на коляске;
Человек на кресле-коляске

Прикованный к инвалидной коляске;
Паралитик;
Парализованный;
«Колясочник»;
Человек на кресле-каталке

Человек с инвалидностью с детства;
Человек с врожденной инвалидностью;
Инвалидность с детства;
Врожденная инвалидность

Человек с инвалидностью с детства;
Человек с врожденной инвалидностью;
Инвалидность с детства;
Врожденная инвалидность

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич);
Человек (ребенок, дети) с ДЦП

Страдает ДЦП;
Болеет ДЦП;
«Дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит;
Человек, который перенес болезнь;
Имеет инвалидность в результате…

Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита;
Жертва болезни;
Кривоногий;
Стал инвалидом в результате...

Человек с особенностями развития;
Человек с особенностями в развитии;
Человек с ментальной инвалидностью;
Человек с особенностями ментального развития;
Человек с особенностями интеллектуального развития;
Человек с нарушением развития

Умственно отсталый;
Слабоумный;
Умственно неполноценный;
«Тормоз»;
Имбецил;
Дебил;
Отсталый;
Человек с задержкой;
Человек с отставанием в развитии;
Человек с интеллектуальной недостаточностью;
Человек с умственной отсталостью

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Дети с особыми образовательными потребностями

Школьники-инвалиды;
Официальный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Человек с синдромом Дауна;
Ребенок (дети) с синдромом Дауна

«Даун»;
«Монголоид»;
«Даунята» (о детях с синдромом Дауна);
Человек с болезнью Дауна

Человек с аутизмом;
Ребенок (дети) с аутизмом
(официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)»)

Больной аутизмом;
Аутист

Человек с эпилепсией

Эпилептик;
Припадочный;
Страдающий эпилептическими припадками

Человек с особенностями психического развития;
Человек с особенностями душевного или эмоционального развития

Псих;
Сумасшедший;
Люди с психиатрическими проблемами;
Душевнобольные люди;
Люди с душевным или эмоциональным расстройством

Незрячий;
Слабовидящий человек;
Человек с инвалидностью по зрению;
Человек с нарушением зрения

Слепой (как крот);
Совершенно слепой

Собака-проводник

Собака-поводырь

Неслышащий;
Слабослышащий человек;
Человек с инвалидностью по слуху;
Человек пользующийся жестовым языком;
Человек с нарушением слуха

Глухонемой (ни в коем случае!);
Глухой (как пень);
Человек (ребенок) с остатками слуха;
Человек использующий язык жестов

Говорящий на жестовом языке

Немой

Жестовый язык (такой же язык, как русский, английский или любой другой)

Язык жестов (это «самодельный» способ общения для иностранца, не владеющего местным языком, когда нет переводчика)

Переводчик жестового языка

Официальный термин «сурдопереводчик»

ВНИМАНИЕ:
«Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны и приемлемы для многих людей с инвалидностью, но в остальной части общества они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью как на человека с медицинскими проблемами.

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «ИЗБЕГАЙТЕ», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «психическим» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Однажды, еще в 2000 году, группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся вместе из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Если о ком-то говорят «больной», то невольно предполагают, что он – «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость, иногда – страх. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах! Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи длинное словосочетание «человек с особенностями интеллектуального развития». На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных, формирующих образ «героя»). «Жертва» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. С другой стороны, человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе» и т.п., «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – это, увы, очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ другого, Вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон и опять приходите к противопоставлению «здоровые – больные». Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.

Надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений и предположений.

Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного.

ВНИМАНИЕ: не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.

Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Вы можете поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будете знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Ниже мы приводим рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании своего собственного опыта. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте с людьми с инвалидностью.

Доступный город

Дорога к независимой жизни

Независимая жизнь и культура потребления безбарьерной среды

Доступное общение

Доступный город

Дорога к независимой жизни

Независимая жизнь и культура потребления безбарьерной среды

Доступное общение

This site is protected by wp-copyrightpro.com