Новодоступ

[wpml_language_selector_widget]

Социальный навигатор

Оформление инвалидности. Алгоритм действий

Первое, с чем сталкивается человек, с которым случилась беда, внезапно или в результате стойких нарушений здоровья, – это заключение врачей: «Вы инвалид». Но что случилось – то случилось. Главное не сдаваться, нужно продолжать путь. И если нельзя изменить самого факта, может попробовать изменить взгляд на него и принять?
Прежде всего, нужно знать, какими правами Вы обладаете в новых жизненных обстоятельствах. Это необходимо, потому что идеального мира не существует и инвалиду порой приходится бороться за свое право на помощь и доказывать окружающим, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.
Инвалидом считается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Кстати, в настоящее время принято более корректное определение инвалида – «человек с ограниченными возможностями здоровья»

В зависимости от степени расстройства функции организма и ограничения жизнедеятельности людям, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а если человеку еще не исполнилось 18 лет, устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Инвалидность в последнее время все чаще воспринимается как один из возможных социальных статусов и не означает для человека «выключенность» из жизни, отвергнутость обществом. Инвалидность дает определенные права и льготы, которым государство уделяет все большее внимание.

Ниже описаны действия, которые помогут человеку поэтапно разобрать вопросы, связанные с оформлением инвалидности и получением льгот.

Шаг 1Оформить справку № 088/у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь».
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу (МСЭ) клинико-экспертной комиссией лечебно-профилактического учреждения или органом социальной защиты населения, а также органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Направление выдаётся после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на МСЭ указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, либо орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Шаг 2. Обратиться в Бюро медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это определение в установленном порядке потребностей гражданина в социальной защите и реабилитации на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Основная задача МСЭ – это не только признание человека инвалидом, но и разработка индивидуальной программы реабилитации (ИПР). В этой программе указывают, что нужно сделать, чтобы компенсировать и восстановить его утраченные способности.
Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции по организации проведения МСЭ:
• Документ, удостоверяющий личность гражданина (или его законного представителя);
• Заявление гражданина (его законного представителя) о проведении медико-социальной экспертизы;
• Направление от организации, которая оказывает лечебно-профилактическую помощь гражданину; органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; или органа социальной защиты населения.
Основанием для начала исполнения государственной функции по организации проведения МСЭ является заявление гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу.
Медико-социальная экспертиза осуществляется на основании изучения представленных медицинских документов, комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных и данных объективного осмотра освидетельствуемого гражданина, с использованием классификаций и критериев, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро (филиале бюро) медико-социальной экспертизы по месту жительства (по месту пребывания). Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно.
Освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. Медико-социальную экспертизу граждан осуществляют экспертные составы: общего профиля, смешанного и специализированного. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год.
После прохождения МСЭ на руки выдаются два документа:
• справка-выписка из акта освидетельствования;
• индивидуальная программа реабилитации.
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это комплекс реабилитационных мер, направленных на восстановление и поддержание здоровья инвалида и на компенсацию нарушенных или утраченных функций организма. Программа составляется индивидуально для каждого лица, признанного инвалидом, и состоит из наиболее подходящих этому человеку медицинских, профессиональных и других реабилитационных мероприятий.
Признание лица инвалидом осуществляется при наличии одновременно трех оснований:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Шаг 3. Обратиться в Пенсионный фонд РФ.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным инвалидами вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или общего заболевания.
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности:
• Признание лица инвалидом I, II или III группы;
• Наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке;
• Наличие хотя бы одного дня страхового стажа.
Для назначения пенсии граждане подают заявление и необходимые для назначения пенсии документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором это заявление рассматривается в течение 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии. Документы, которые необходимо предоставить для оформления пенсии:
• Паспорт;
• Трудовая книжка либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя;
• Документы, подтверждающие установление инвалидности.
Датой установления инвалидности, имеющей значение для определения срока назначения трудовой пенсии, считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.

Шаг 4. Обратиться в Фонд социального страхования РФ и территориальные органы социальной защиты населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 № 771 установлено, что уполномоченным органом по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации является Фонд социального страхования Российской Федерации. Обеспечение инвалидов протезами и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется уполномоченным органом в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Таким образом, в вопросах обеспечения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации должны участвовать учреждения медико-социальной экспертизы и региональные отделения Фонда социального страхования.
Заявление о предоставлении (замене) инвалиду технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия подается в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства. При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации.
Уполномоченный орган в 15-дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению соответственно техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием. Одновременно с уведомлением о постановке на учет высылается направление на получение (изготовление) указанного средства (изделия) в организации, отобранной уполномоченным органом на конкурсной основе в установленном порядке.
Граждане с ограниченными возможностями имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.
Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.
Решение о необходимости лечения в санатории принимается лечащим врачом и заведующим отделением поликлиники по месту жительства гражданина. На основании этого решения последнему выдается справка по форме № 070/у-04 (справка действительна в течение полугода и содержит сведения относительно профиля санатория, рекомендуемого сезона, названия курорта).
Следующий шаг – получение путевки в Фонде социального страхования РФ. При этом гражданин обязан предоставить в Фонд:
• справку для получения путевки;
• документы, подтверждающие его принадлежность к льготной категории населения (например, справка об инвалидности);
• справку, подтверждающую право гражданина на социальную помощь (ее можно получить в пенсионном фонде);
• индивидуальный план реабилитации больного;
• паспорт.
После рассмотрения документов Фонд информирует гражданина о принятом решении: при положительном ответе со стороны государственных структур, на руки больному выдается заполненная путевка с печатью и отметкой «Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит».
Не менее чем за 2 месяца до начала действия справки для уточнения диагноза, медицинских показаний и противопоказаний больной должен пройти дополнительное обследование, результаты которого фиксируются лечащим врачом в санаторно-курортной карте. Карта подписывается заведующим отделением медицинского учреждения и выдается больному.

Мы надеемся, что наша «пошаговая» инструкция поможет Вам сэкономить время, силы и средства при оформлении необходимых документов.

Доступный город

Дорога к независимой жизни

Независимая жизнь и культура потребления безбарьерной среды

Доступное общение

This site is protected by wp-copyrightpro.com