ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ » ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ДОСТУПНАЯ СРЕДА: НОРМАТИВЫ И РЕШЕНИЯ » ДОСТУПНАЯ СРЕДА, РЕШЕНИЯ » ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ

В соответствии с Конституцией, инвалидам гарантируется общедоступность и бесплатность получения образования.

В целях реализации права детей-инвалидов в сфере образования осуществляются мероприятия по созданию условий для обеспечения доступности, качества и полноценной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

В рамках исполнения распоряжения Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 № 562-рп “О создании рабочей группы по разработке концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области” разработана и утверждена концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы (далее – Концепция).

Концепция разработана с целью обеспечения управления развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием.

В Концепции раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе образования Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на инклюзивное образование.

Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития инклюзивного образования отражается в плане мероприятий по развитию инклюзивного образования в Новосибирской области, плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории Новосибирской области, утвержденным министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 3 июня 2015 года.

В целях реализации государственной политики по обеспечению права всех детей на доступное и качественное образование по созданию условий для полноценной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов на территории Новосибирской области в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций социального обслуживания, здравоохранения, культуры, спорта распоряжением Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 № 499-рп “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) по реализации концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы” утвержден план мероприятий по реализации Концепции.

1. Реализация регионального проекта “Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области”.

С 2011 года в Новосибирской области реализуется региональный проект “Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области” (далее – Проект). Основная цель Проекта – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.

В ходе реализации Проекта сформировался комплексный подход в работе с инклюзивными школами, включающий:

поддержание общего информационного поля инклюзивных школ (интерактивная карта, общий почтовый ресурс, виртуальный диск), что обеспечивает профессиональное взаимодействие педагогов;

включение инклюзивных школ в сеть ППМС-сопровождения Новосибирской области.

Реализация Проекта позволила:

развить практику инклюзивного образования;

обеспечить специальными образовательными условиями детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных организациях, реализующих практику инклюзивного образования;

повысить профессиональную компетентность педагогов, реализующих практику инклюзивного образования;

разработать интерактивную карту образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам;

создать единую региональную базу учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также сетевой методический ресурс по сопровождению инклюзивного образования;

осуществлять мониторинги состояния системы образования и ППМС-сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, качества деятельности ПМПК на территории Новосибирской области и эффективности реализации Проекта.

Проектом охвачено 2800 детей с ОВЗ и детей-инвалидов из 114 общеобразовательных организаций, получающих квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь по месту жительства.

Реализация Проекта:

Период реализации Проекта

Количество образовательных организаций –

Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных Проектом

участников Проекта

детей с ОВЗ

из них: детей-инвалидов

2014 г.

113

2586

---

2015 г.

113

2769

337

2016 г.

114

2800

348

2017 г.

114

2800

348

С 1 сентября по 12 сентября 2016 г. в рамках реализации мероприятий Государственной программы РФ “Доступная среда” на 2011-2020 годы в Новосибирской области проводился региональный этап Всероссийского конкурса “Лучшая инклюзивная школа России” (далее – Конкурс).

В Конкурсе приняли участие 29 образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии детей с ОВЗ.

В финале конкурса приняло участие 95 школ из 56 регионов России.

Лучшей инклюзивной школой 2016 года признано муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска “Средняя общеобразовательная школа № 34”.

2. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на территории Новосибирской области (деятельность ПМПК, ППМС-центров).

С целью создания специальных образовательных условий в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями современного законодательства успешно реализуется региональная практика сетевого взаимодействия образовательных организациях и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На территории Новосибирской области реализуются четыре модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Выбор модели осуществляется в соответствии с территориальными особенностями и ресурсными возможностями конкретного муниципального образования Новосибирской области.

Все модели реализуются на основе методологии и практики сетевого взаимодействия.

В целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания на территории Новосибирской области организована работа ПМПК.

Деятельность ПМПК регламентируется приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

В Новосибирской области создана 31 ПМПК, осуществляющая деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области.

Основными направлениями деятельности ПМПК являются:

проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

оказание Федеральному казенному учреждению “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области” Минтруда России (далее – ФКУ МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности ПМПК;

участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

В рамках взаимодействия с министерством здравоохранения Новосибирской области по вопросу включения в состав Центральной ПМПК для проведения обследования детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата включаются врачи по профилю заболевания, обследуемых детей.

Взаимодействие с детской психиатрической службой Новосибирской области осуществляется на основании регламента взаимодействия, утвержденного совместным приказом министерства здравоохранения Новосибирской области и Минобрнауки Новосибирской области от 06.09.2011 № 1451/1549.

В целях технологического и методического обеспечения деятельности ПМПК специалистами ГБУ НСО “ОЦДК” в течение 2014-2016 годов и текущий период 2017 года разработаны инструктивные письма и методические рекомендации.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 10.07.2015 № ВК-1819/07 Новосибирская область вошла в список субъектов Российской Федерации, участвующих в мероприятиях по апробации и внедрению профессионального стандарта “Педагог-психолог” (психолог в сфере образования)> в качестве пилотной площадки.

Во исполнение Дорожной карты по апробации и внедрению профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” на 2015 -2020 годы, утвержденной Минобрнауки России 24.07.2015г., Минобрнауки Новосибирской области разработаны и утверждены:

31.08.2015 – дорожная карта (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” на 2015-2020 годы на территории Новосибирской области (далее – Дорожная карта);

22.09.2015 – план действий по обеспечению апробации и введения профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” на 2015-2020 годы на территории Новосибирской области (далее – план действий) и план мероприятий (“дорожная карта”) по обеспечению апробации и введения профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” на 2015-2020 годы на территории Новосибирской области (далее – план мероприятий), согласованные 21.09.2015 министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

приказ Минобрнауки Новосибирской области от 04.12.2015 № 3677 “Об апробации и введении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” на территории Новосибирской области”;

приказ Минобрнауки Новосибирской области от 13.01.2016 № 54 “Об утверждении перечня пилотных экспериментальных площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” на территории Новосибирской области”.

Реализация вышеперечисленных документов позволит организовать психологическое сопровождение системы образования и эффективность работы психологической службы Новосибирской области, в том числе обеспечить образовательные организации квалифицированными педагогами-психологами.

В целях повышения престижа службы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Минобрнауки Новосибирской области традиционно 1 раз в 2 года, начиная с 2007 года, проводится региональный конкурс “Учитель года в сфере инклюзивного, дистанционного, специального (коррекционного) образования” в номинации “Педагог-психолог” (далее – Конкурс).

За испекший период проведения Конкурса лучшие педагоги-психологи Новосибирской области дважды становились победителями (были награждены дипломами первой степени) и дважды являлись лауреатами Всероссийского Конкурса.

В 2015 году по итогам проведения V Областного конкурса “Педагог-психолог-2015” абсолютным победителем признана педагог-психолог Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска “Гимназия № 12”, которая представляла психологическое сообщество Новосибирской области на Всероссийском конкурсе “Педагог-психолог России” в г. Сочи.

В целях создания условий по оказанию всем участникам образовательного процесса качественных психологических услуг Минобрнауки Новосибирской области разработан проект сетевой модели организации психологической службы (далее – Проект сетевой модели) и описаны различные модели организации службы в Новосибирской области с учетом региональных особенностей.

В целях реализации межведомственного плана по формированию эффективной реабилитации детей-инвалидов до 2020 года, утвержденного заместителем Председателем Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю.  от 8 декабря 2016 № 9522п-П12:

29 декабря 2016 года заключено соглашение между Минобрнауки Новосибирской области и Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (далее – Минтруд) по вопросам обеспечения выполнения индивидуальных программ реабилитации/абилитации обучающихся с инвалидностью в профессиональных образовательных организациях Новосибирской области.

28 июня 2016 года между Минобрнауки Новосибирской области и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области заключено соглашение, устанавливающее единый порядка взаимодействия в области оказания различных видов психологической помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу, пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации, сбора и обмена информацией.

3. Реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы (далее – ГП РФ “Доступная среда”).

В рамках Соглашения за 6 лет участия в ГП РФ “Доступная среда”:

60 общеобразовательных организаций оснащены компьютерным оборудованием, специализированной мебелью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, аппаратно-программными комплексами для детей с нарушением зрения, слуха, реабилитационным оборудованием, диагностическими методиками, дидактическими комплектами для детей, имеющих различные отклонения в развитии;

в 7 общеобразовательных организациях проведены мероприятия по созданию архитектурной доступности объектов образования для различных категорий детей-инвалидов.

За последние три года на выполнение мероприятий в рамках ГП РФ “Доступная среда” направлено 55 044,63 тыс. рублей:

Период участия в

Количество

Объем субсидии

ГП РФ «Доступная среда»

образовательных организаций ​

средства федерального бюджета (тыс. руб.)

средства областного бюджета (тыс. руб.)

2014 г.

10

12 826,5

5 497,1

2015 г.

21

17 881,1

7 663,33

2016 г.

7

7 823,6

3 353,0

Итого:

38

38 531,2

16 513, 43

4. Реализуются план действий и план мероприятий (“дорожная карта”) по обеспечению введения Стандартов на территории Новосибирской области.

6. Созданы условия для обучения детей с инвалидностью в учреждениях профессионального образования.

Во исполнение межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденного  заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Кагановым В.Ш. совместно с заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Лекаревым Г.Г. 01 февраля 2016 г. 27.12.2016 года утвержден Межведомственный план мероприятий (“дорожная карта”) по вопросу развития системы профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на территории Новосибирской области  на 2016-2020 годы (далее – Межведомственный план).

Во исполнение пункта 1 Межведомственного плана утвержден Межведомственный регламент взаимодействия Минтруда Новосибирской области, ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области”, Минобрнауки Новосибирской области по улучшению профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов.

Во исполнение плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 № 1507-р, создана рабочая группа по обсуждению актуальных вопросов приема для обучения в государственные профессиональные образовательные учреждения Новосибирской области детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, расширению перечня профессий (специальностей) для профессионального обучения выпускников специальных (коррекционных) школ (далее – рабочая группа).

Для успешного развития инновационной практики инклюзивного образования в Новосибирской области созданы необходимые условия.

1. Сложилась определенная система психолого-педагогического и медико-социального (далее – ППМС) сопровождения образования, которая включает:

региональный ППМС-центр – государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям “Областной центр диагностики и консультирования” (далее – ГБУ НСО “ОЦДК”);

10 филиалов ГБУ НСО “ОЦДК” в муниципальных образованиях Новосибирской области;

5 муниципальных ППМС-центров;

31 психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК);

30 служб ППМС-сопровождения в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области;

8 ресурсных центров;

2 федеральные стажировочные площадки, созданные в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы”, по направлению “Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся”;

51 стажировочную площадку;

29 отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – специальные (коррекционные) школы);

247 дошкольных образовательных организаций с группами комбинированной и компенсирующей направленности, расположенных на территории Новосибирской области;

11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания.

2. Осуществлены ряд последовательных шагов по развитию качественного и доступного образования для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в трех направлениях:

создание эффективной системы оказания своевременной качественной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детей-инвалидов и их семьям;

развитие вариативных условий (специального (коррекционного), инклюзивного, дистанционного образования) для получения образования детьми с ОВЗ и детей-инвалидов;

совершенствование системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, включенных в систему образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и оказания им ППМС-помощи.

3. В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы” (далее – ГП РФ “Доступная среда”), удалось создать в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, необходимые условия архитектурной доступности и доступности образовательных услуг для детей-инвалидов.

4. Создана система научно-методического сопровождения доступного качественного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, осуществляемого государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области “Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования” (далее – ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО), федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Новосибирский государственный педагогический университет” (далее – ФГБОУ ВО НГПУ), ГБУ НСО “ОЦДК” и его филиалами, муниципальными ППМС-центрами, что позволило обеспечить повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников по вопросам обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Реализация регионального проекта “Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области” позволила обеспечить условия для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях Новосибирской области.

6. Деятельность частного общеобразовательного учреждения школы “Аврора”, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска “Средняя общеобразовательная школа “Перспектива”(далее – “уникальные образовательные организации”), и государственного бюджетного учреждения Новосибирской области “Областной методический центр абилитационной педагогики”, муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска “Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина” (далее – “экспериментальные школы”) позволила апробировать и внедрить инновационную практику инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

7. Деятельность родительских сообществ детей с ОВЗ и детей-инвалидов, общественных организаций, региональных средств массовой информации способствовала поддержанию и распространению идей инклюзивного образования, и формированию толерантного отношения к детям-инвалидам в социальной среде.

8. Обеспечение с 2015 года в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 № 253-п (ред. от 11.10.2016) “О социальной поддержке отдельных категорий обучающихся образовательных организаций на территории Новосибирской области” двухразовым бесплатным питанием обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Новосибирской области позволило создавать условия для обеспечения полноценным питанием детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов. Двухразовое бесплатное питание предоставляется детям, имеющим статус “обучающийся с ОВЗ”. Статус “обучающийся с ОВЗ” устанавливается ПМПК тем детям, которые не могут освоить образовательную программу без создания специальных образовательных условий.

Охват двухразовым бесплатным питанием:

Период реализации

Объем финансирования

Количество детей, охваченных питанием

дошкольные образовательные организации

общеобразовательные организации

2015 год (по состоянию на 01.01.2016 г.)

274023,6 тыс. руб.

5149 чел.

8148 чел.

2016 год (по состоянию на 01.01.2017 г.)

374 596,0 тыс.руб.

7943 чел.

8888 чел.

Осуществление в Новосибирской области вышеперечисленных мер существенно изменило ситуацию по обеспечению законодательно закрепленных прав, обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на получение доступного качественного образования по месту проживания.

ДОСТУПНАЯ СРЕДА, РЕШЕНИЯ:

НОВОСТИ

Знаменательные события

Директору НОСБ вручена награда

На фотографии: Президент РБА М.Д. Афанасьев вручает награду Ю.Ю. Лесневскому Директору НОСБ вручена награда Президент Российской библиотечной ассоциации М.Д. Афанасьев вручил Ю.Ю. Лесневскому Медаль РБА

Читать полностью »
СОБЫТИЯ И НОВОСТИ

Визит президента РБА

На фотографии: (слева направо) Ю.Ю. Лесневский и М.Д. Афанасьев Библиотеку посетил Михаил Дмитриевич Афанасьев – президент Российской библиотечной ассоциации 25 мая Новосибирскую областную специальную библиотеку

Читать полностью »