Впервые Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” определил полномочия и ответственность отраслевых органов власти и организаций различных сфер деятельности по обеспечению мер доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Законом также учтены новые подходы к решению проблем доступности, с перенесением акцентов в работе от доступности объектов к доступности услуги.
В Новосибирской области продолжается работа по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, однако, обеспечить полную физическую доступность всех объектов невозможно – ряд из них размещены на вторых этажах зданий, часть являются памятником архитектуры, что делает невозможным проведение работ по созданию доступной среды, а некоторые построены по старым проектам, что препятствует проведению капитального ремонта с целью приведения помещений в соответствие со сводом правил.
В отношении новых объектов, вводимых в строй после 1 июля 2016 года в результате строительства, капитального ремонта, реконструкции, модернизации, руководителями организаций (собственниками объектов) должны приниматься меры по обеспечению исполнения обязательных требований доступности, предусмотренных документами в проектировании и строительстве (вступившими в силу 1 июля 2015 года).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, используя альтернативные формы обслуживания: сопровождение граждан с инвалидностью на объекте силами персонала, оказание услуг дистанционно или на дому.
Особую значимость с позиций федерального закона №181-ФЗ (в редакции федерального закона №419-ФЗ) приобретает организация оказания помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации), включая сопровождение инвалида по объекту. Необходимость в этом может возникнуть не только на действующем, но и на новом объекте (с учетом особенностей имеющихся нарушений у маломобильных граждан). Решение об организации помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации) обеспечивается комплексом организационных мероприятий, в том числе локальными организационно-распорядительными документами, закреплением ответственных за организацию и оказание помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам, а также обучением (инструктированием) персонала учреждения (организации).