Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими плохое зрение, и незрячими

  1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
    2. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
    3. Заходя в помещение, опишите коротко, что находится вокруг. Например: “В центре зала, примерно в шести шагах от вас, стоит стол.” Или: “Слева от двери, как заходишь, – кофейный столик.” Обратите внимание на наличие бьющихся предметов. Предупреждайте о препятствиях в комнатах (ступенях, низких притолоках) и на улицах (лужах, ямах, трубах и т.п.).
    4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
    5. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
    6. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
    7. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
    8. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе», «это поблизости от вас…». Старайтесь быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас». Постарайтесь максимально облечь в слова мимику и жесты.
    9. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
    10. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не заводите его руки назад – ему это неудобно.
    11. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.

Оказание помощи в качестве сопровождающего

  • Чтобы сопровождать незрячего, надо знать свою роль и какие виды помощи нужны ему со стороны сопровождающего.
    • Необходимо мягко и тактично сообщать незрячему о различных препятствиях, которые фиксируются только зрением и обращать его слухо- двигательное, обонятельно- двигательное, осязательно- двигательное внимание на различные ориентиры.
    • Зрячий помощник бывает очень нужен при выборе одежды, т.к человеку без зрения самостоятельно трудно оценить, идет ему тот или иной фасон или цвет.
    • Когда вы идете с незрячим, сгибайте руку в локте, чтобы он мог взять вас под руку. Не прижимайте руку к себе и не держите крепко за кисть, незрячий в таком случае чувствует себя как привязанный.
    • Когда вы идете с инвалидом по зрению, предупреждайте его о препятствиях на пути. Можно немного приостанавливаться или предупредить словами.
    • Спросите человека, которого вы сопровождаете, как его предупреждать о препятствиях, так скорее вы найдете общий язык и ходить вместе станет легко и удобно.
    • В общественном транспорте предложите незрячему сесть, если есть место, положив его руку на спинку сиденья. Не надо уговаривать сесть или усаживать силой.
    • Покажите незрячему поручень, за который он может держаться
    • В магазине, если слепой хочет выбрать покупку, назовите по очереди все виды интересующего его товара, их цену, качество, внешний вид. Если товар можно посмотреть руками, дайте его незрячему в руки, называя каждый вид, чтобы он мог получить представление о форме, размерах, качестве товаров.

При подготовке материалов использовалась брошюра «Навстречу незрячему», подготовленная научными сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Предлагаем также вашему вниманию аудиозапись одной из глав книги А.П. Графова «Записки слепого». В этой главе Анатолий Петрович делится своими наблюдениями о взаимодействии слепых и зрячих людей, размышляет о сложившихся стереотипах в отношении незрячих.

 

Рекомендации по сопровождению посетителя библиотеки с глубоким нарушением зрения

Если рядом с вами читатель с нарушениями функций зрения, и вы приняли решение помочь ему, то будьте эмоционально готовы как к принятию вашего предложения, так и к его отклонению. Возможно, что в данном месте или помещении он уже хорошо ориентируется. Однако практика подтверждает, что в большинстве случаев ваша помощь будет принята с благодарностью.

Как известно, умелое сопровождение обеспечивает не только безопасность передвижения, но и снимает у слепого или слабовидящего читателя излишнее напряжение. Это важные факторы его активной самостоятельной жизни. Предложите читателю с нарушением зрения взяться за ваши локоть или предплечье. Не забудьте поинтересоваться, с какой стороны ему лучше идти, порой это важно, ведь он может быть как правшой, так и левшой. Рекомендуйте ему держать свою руку легко, чтобы не сковывать ваши движения, но и достаточно надежно, чтобы не отстать. В таком положении он может следовать за вами на расстоянии полушага, повторяя все ваши повороты, подъёмы и спуски. При этом вторая рука сопровождаемого останется свободной. Он сам принимает решение, нести ли в ней какие-либо вещи, предметы или использовать для ориентирования.

Сопровождаемому вами человеку необходимо давать определенную свободу, и тогда передвижение с ним будет значительно легче (илл. 1).

 

Илл. 1. Сопровождение читателя с глубоким нарушением зрения

В узких местах и проходах, в том числе в дверных проемах, где удобнее проходить друг за другом, сопровождающий должен идти первым (илл. 2). Он отводит руку за спину, а незрячий несколько вытягивает свою руку и следует на расстоянии одного полного шага, чтобы не наступать спутнику на пятки. Принятие руки сопровождающего обычного положения является сигналом для незрячего о том, что далее путь свободен, поэтому он может снова занять свое место в полушаге от сопровождающего.

Илл. 2. Техника прохода в узких местах

Двери могут открываться налево и направо, «от себя» и «на себя». Сопровождающему следует открывать дверь и проходить первым, а незрячему следовать за ним. Следует помнить, что человек, имеющий ограничения зрения, может

 столкнуться с кем-то за дверью, если вы пропустили его вперед, а сами шли за ним. В случае, когда дверь удерживается пружиной или слишком тугим доводчиком, следите за тем, чтобы она не ударила незрячего человека в лицо, ведь он не сможет увидеть ее и защититься рукой. При входе в помещение или выходе из него сопровождающий открывает дверь, а незрячий свободной рукой закрывает ее, не теряя при этом контакта с сопровождающим (илл. 3).

Илл. 3. Техника прохода через двери

Неопытный человек, предлагающий свою помощь незрячему, иногда берет его под руку и ведет его впереди себя. Это ошибка сопровождения. В подобном положении человек с глубоким нарушением зрения чувствует себя неуверенно, ему приходится первым встречаться с неожиданными препятствиями на пути. В их числе и приоткрытые двери, и неровности дорожного или полового покрытия, и случайно оставленные посторонние предметы. Любое из них создает риск травмы.

Как правило, сопровождаемый человек всегда внимательно следит даже за незначительными изменениями положения руки ведущего. Старайтесь не делать рывков или резких движений. Перед препятствием ритм шагов сопровождающего должен замедляться. Это позволяет сопровождаемому своевременно понять, что приближается препятствие.

Не забывайте заранее предупреждать сопровождаемого человека о находящихся на пути следования препятствиях и перепадах высоты. Особое внимание уделяйте контролю встречи с любыми нависающими предметами.

Если возникла необходимость повернуть или обогнуть препятствие, то не этично тянуть сопровождаемого за руку. Корректно сделать легкий нажим на руку в нужную сторону и предупредить человека голосом о предстоящем маневре.

Если по какой-либо причине возникает необходимость на время сменить руку, то сопровождающий остается стоять на месте, а незрячий, не теряя контакта с ним, обходит его (илл. 4).

Илл. 4. Техника смены опорной руки

При подъёме или спуске по лестнице сопровождающий должен всегда опережать на ступеньку человека с низким зрением. Если у лестницы есть перила, следует при спуске предложить сопровождаемому воспользоваться этой дополнительной опорой и в случае согласия положить его руку на них. Спускаясь по лестнице, незрячий должен придерживаться за перила, не теряя одновременно контакта со своим спутником. При подъёме по лестнице ситуационный помощник придерживается за перила, а сопровождаемый идет рядом с ним (илл. 5).

Илл. 5. Техника спуска по лестнице с незрячим посетителем

Когда сопровождающий достигает лестничной площадки, его рука, с которой соприкасается незрячий, выравнивается, что говорит ведомому о завершении спуска или подъёма.

Подходить к лестнице надо перпендикулярно, т.е. лестница и направление движения должны составлять прямой угол. Передвигаться при спуске по лестнице или подъёме необходимо перпендикулярно ступеням. При спуске в целях безопасности надо принять строго вертикальное положение, перенеся центр тяжести собственного тела на пятки. При подъёме лучше слегка наклониться вперед, перенося центр тяжести собственного тела на пальцы ног.

При спуске по лестнице сотрудник библиотеки должен повернуть в сторону коридора или улицы лишь после того, как сойдет с последней ступеньки. Если он сделает это раньше, незрячий человек, предположив, что лестница уже кончилась, может оступиться.

Перед тем, как сойти со ступеньки, подняться на ступеньку или бордюр тротуара, следует приостановиться и предупредить сопровождаемого: «Ступеньки вниз!», «Бордюр вверх!».

Помните, что вы должны контролировать расширившееся пространство на пути движения, чтобы не задеть встречного человека, выступ стены, стеллаж и тому подобное.

Привыкнув к манере сопровождения, ведомый вами человек начинает реагировать уже на незначительные предупредительные движения. Таким образом, отпадает необходимость в устных предупреждениях. Однако помните, что подобная слаженность движений крайне редко приходит с первой встречи.

Усаживая незрячего читателя на стул или в кресло, вы должны подвести его к креслу или к стулу, положить его руку на спинку стула или подлокотник кресла (илл. 6). Это поможет человеку сориентироваться, скоординировать свои движения и сесть максимально удобно. Если же сопровождаемого усаживают за стол, то по положению стула он может сам определить, где находится стол. Держась одной рукой за спинку стула, другую он слегка вытянет вперед до соприкосновения со стулом, затем, если потребуется, немного отодвинет стул и уверенно сядет.

Илл. 6. Техника усаживания незрячего посетителя