1. Понятие «этика». Декларация независимости инвалида

Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил общения с инвалидами.

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 году, подчеркивается необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинств людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом документе содержится несколько тезисов, имеющих принципиально важное значение для развития этики общения и взаимодействия с инвалидами:

  • Инвали́дность— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями;
  • создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества;
  • инвалиды  – это неоднородная группа людей с разными заболеваниями и патологиями (лица с ОВЗ), обуславливающими возникновение социальных барьеров;

создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества;

  • важная задача государства состоит в ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни;
  • приоритетны те меры социальной помощи, которые предполагают включение инвалидов в общие, а не специализированные социальные институты;
  • инвалиды, имея равные права, равны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ограниченными возможностями должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества;
  • в центре внимания должна находиться способность инвалидов, а не их ограничения, т.е. неспособность.

Требование не допускать дискриминации инвалидов, соблюдать взаимную ответственность людей с ограниченными возможностями и общества друг перед другом составляют идеологическую основу “Конвенции о правах инвалидов” (2006).

Этическими принципами, сформулированными в Конвенции о правах инвалидов, являются:

  • уважение присущего человеку достоинства,  его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация;
  • полное и эффективное вовлечение и включение в  общество;
  • уважение  особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента многообразия людей и  части человечества;
  • равенство возможностей;
  • равенство мужчин и женщин;
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов на свою индивидуальность.

     Конвенция обязывает все страны предпринимать активные действия, направленные на формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в широких общественных кругах, которые заключаются в следующем:

 повышении просвещенности всего общества, в том числе, на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплении уважения прав и достоинства инвалидов, поощрении позитивных представлений об инвалидах и более глубокого понимания их обществом;

 ведении борьбы со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе, на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;

 пропаганде потенциала и вклада инвалидов в общественную жизнь, содействии признания навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда;

 воспитании восприимчивости к правам инвалидов, формировании у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов, продвижении воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам;

  побуждении всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью Конвенции.     Говоря о профессиональной этике специалиста, который взаимодействует с людьми с особыми потребностями и их близкими, необходимо обозначить, что в общении и взаимоотношениях с ними специалист (социальный работник, психолог, педагог и т.д.) является лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение. От того, насколько его внешний вид, поведение и речь соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение об учреждении и его деятельности.

Составной частью этики является  профессиональная этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере. Профессиональная, или так называемая деловая этика призвана регулировать деятельность специалиста в сфере служебных отношений, в том числе к субъектам своего труда.

Правительством РФ разработан комплекс мероприятий по   принятию кодексов профессиональной этики.

За последние годы приняты:

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации(утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 14.02.2012 № 12);

Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания(утвержден Приказом Минтруда России от 31.12.2013 № 792);

Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников федеральных государственных учреждений медико-социальнойэкспертизы(утвержден Приказом         Минтруда России от 1.09.2014 № 596).

В указанных кодексах определены важнейшие составляющие профессиональной этики. Среди них такие требования как добросовестность, гуманизм, беспристрастность, компетентность, нейтральность, корректность, терпимость, бесконфликтность, ответственность, порядочность и строгое соблюдение конфиденциальности.

Общие принципы и цели независимости инвалида приводятся в Декларации независимости инвалида (сформулированы НорманомКюнком).

 

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА

  • Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. 
  • Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется. 
  • Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. 
  • Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. 
  • Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. 
  • Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. 
  • Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. 
  • Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. 
  • Помогите мне познать то, что я хочу. 
  • Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. 
  • Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. 
  • Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие. 
  • Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. 
  • Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. 
  • Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. 
  • Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. 

 

  1. Правила этикета при общении с инвалидами

 

Работниками учреждений (организаций), предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказаниипомощи инвалидам в преодолении барьеров обозначается термином коммуникативная эффективность.

Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.       

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

– избегать конфликтных ситуаций;

– внимательно слушать инвалида и слышать его;

– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;

– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;

– цивилизовано противостоять манипулированию.

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами (составлены Карен Мейер), которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

  1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
  3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
  4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и наты, только если вы хорошо знакомы.
  6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
  7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
  8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.
  9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав “Увидимся” или “Вы слышали об этом…?” тому, кто не может видеть или слышать.

Заметим, что разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма. Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.

 

При подготовке материалов использовалось методическое пособие «Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в учреждениях социальной защиты и организации социального обслуживания». Волгоград, 2016.

Рекомендуемая литература:

Графов А.П. Слепой и зрячий (о взаимоотношениях) /Всероссийское ордена трудового Красного  знамени общество слепых – М., 1985.

Лукша В.Б. Лицом к лицу /Всероссийское ордена трудового Красного  знамени общество слепых. – М., 1986.